Натолкнулся на известную характеристику послания апостола Иакова, которую дал Лютер, назвав его «соломенным посланием». Слова апостола о том, что «вера, если не имеет дел, мертва» не вписывалась в концепцию Лютера об оправдании верою, основанной на словах апостола Павла: «человек оправдывается верою, независимо от дел закона.» Лютер увидел противоречие между Павлом (спасение только через веру) и Иаковом (спасение через веру и дела): «Иаков хочет предостеречь тех, которые полагаются на веру и не переходят к действиям и свершениям, но у него нет надлежащих для такой задачи ни вдохновения, ни мыслей, ни красноречия. Он совершает насилие над Священным Писанием и противоречит, тем самым, Павлу и всему Священному Писанию; он пытается достичь законом то, чего апостолы добиваются, проповедуя людям любовь. И поэтому я отказываюсь признать за ним место среди авторов подлинного канона моей Библии«. Безусловно, христианские богословы и до Лютера сравнивали эти послания, но ни у кого не вызывало смущения или беспокойства кажущееся противоречие. Вот как комментирует послание апостола Иакова святитель Феофилакт Болгарский (11 век !): «Это не противоречит словам блаженного Павла, ибо слово «вера» употребляется в двояком значении, иногда означая простое согласие ума с явлением, так как мы обыкновенно и это называем верой (почему и бесы веруют о Христе, что Он Сын Божий), и, опять же, именем веры мы называем сердечное последование, соединенное с твердым согласием. Божественный Иаков называет мертвой верой простое согласие как не имеющее одушевляющих оное дел. А Павел говорит о вере сердечной, которая отнюдь не лишена дел, ибо в не имеющем честных дел ее и не было бы. И Авраам получил ее не прежде, чем решился отвергнуть отцовскую немощь, за каковой подвиг и дана вера в награду. Но Павел почитает ее выше дел закона, выше покоя субботнего, обрезания и прочих очищений. Ибо и в слове «дела» усматриваются два значения. Делами называются дела, подтверждающие веру, не имея которых она остается мертвой. Делами называются также и дела закона, без которых оправдывается Авраам и все христиане, ибо кто станет противоречить тому, что к нечистому не приступит вера (разумею веру дел)? Как миро не может сохраниться в сосуде, полном грязи, так и в человеке нечистом не будет находиться вера Божия. Итак, Божественные апостолы не разноречат друг другу, но, принимая слова в различных значениях, каждый употребляет оные в своем значении, где нужно.»
Здесь хотелось бы задаться вопросом: «Почему порой умные и грамотные люди не могут понять очевидных вещей?» Вероятно потому, что эти вещи многогранны. Часто увидев одну «грань» мы не можем изменить точку зрения, чтобы увидеть другие. В данном примере и Феофилакт Болгарский указывает на многозначность слов вера и дела. Рефлексивное мышление (узнать что такое рефлексия ) как раз является тем инструментом, которое позволяет выйти за пределы собственных зашоренных представлений. Рефлексивному мышлению присуща антиномичность, когда совмещаются, казалось бы, противоположные понятия. Здесь хочется привести метафору листа Мебиуса. У Лютера вера и дела «находятся» на различных сторонах боковой поверхности цилиндра, между ними противоречие и нужно выбрать что-то одно. На листе Мебиуса противоположности сходятся, демонстрируя, таким образом, что они являются одной сущностью. Похоже, что способность к логике и способность к рефлексии являются различными свойствами человеческого интеллекта.
Уведомление: Гностицизм и христианство | reflecthinking
Уведомление: Шахматы и рефлексия | reflecthinking
1apuur