Гностицизм и христианство

Сегодня в Церкви день Антипасхи или апостола Фомы. Апостола, которого в народе назвали Фомой-неверующим. Хотя в евангельском эпизоде с сомнением и последующим уверением Фомы, нет никакого осуждения апостола. Фома получил веру через знание. Дуализма вера или знание никогда не было в христианстве. Более того, одно из философских течений II-III веков гностицизм (гнозис-знание), черпал свои идеи как раз из христианства. Известный гностический апокриф «Евангелие от Фомы», например, на 90% пересекается с текстами канонических евангелий. Что же так привлекало гностиков в христианстве?

Христианская логика удивительно рефлексивна (узнать что такое рефлексия) . Это логика антиномии и парадокса. Господь, явился не в блеске земного величия, а в положении земного уничижения. Не стал, как ожидалось, земным царем, а умер позорной смертью на кресте. Проповедь этой смерти на кресте даже для мудрых эллинов казалась безумием. В Евангелии множество кажущихся противоречий, а слова и действия Христа часто совсем не те, что от Него ожидают. «Кто не с нами, тот против нас» и «Кто не против нас, тот с нами», «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его.» «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Данная логика позволяет увидеть многозначность понятий, преодолеть стереотипы и является инструментом познания. Не всегда и не всеми эта логика парадокса правильно понимается, как, например, в случае с противоречием между делами и верой. Но очевидно, что развитие и лидерство христианской Европы во многом связано в формированием особого мышления, направленного на познание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.