Прямая и обратная перспектива

Знали ли древние греки перспективу? Об этом нельзя сказать с достоверностью, так как картины античных художников до нас не дошли. Однако дошедшие до нас легенды позволяют предположить, что живопись в Древней Греции была не менее развита, чем архитектура и скульптура. Так, известна история спора Зексиса и Парразия. Однажды, соперничая с Парразием  Зевксис написал виноград столь правдоподобно, что птицы прилетали клевать его. Парразий же написал драпировку, якобы закрывающую его картину, которая ввела в заблуждение Зевксиса, попытавшегося откинуть её. Предание приписывает Зевксису слова: «Я обманул птиц, но Паррасис обманул Зевксиса».

Тогда почему живопись Средних веков кажется такой примитивной? Живопись, помимо техники изображения, еще и точка зрения. Икона — это не просто плоский образ с религиозным смыслом. Это образ, в котором земной мир соединяется с небесным. Причем в иконе как византийской, так и русской присутствует перспектива, только обратная. Образы которые расположены в глубине картины не уменьшаются в размере как в прямой перспективе, а увеличиваются. Если, в случае прямой перспективы, ход лучей соответствует соответствует тому, что зритель находится перед картиной, то в при обратной перспективе зритель находится «за картиной».

обратная перспектива

 

Иконописцы не были примитивными художниками. Использование обратной перспективы это способ перенесения точки присутствия от зрителя на картину. Не даром говорят, что «не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас». Переход к прямой перспективе в эпоху Возрождения следствие не столько развития техники живописи, сколько изменение мировоззрения и превращения «Я» в центр мира.

Рефлексия подобна встряхиванию калейдоскопа. Осознав на втором порядке рефлексии, что наше отношение к объекту всего лишь наша точка зрения на этот объект, мы находим, что противоположная точка зрения (как в случае с прямой и обратной перспективой) тоже может иметь место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.