Мультикультурализм и инновации

Прочитал в Harvard Business Review заметку о различии культур как драйвере инноваций. Приводятся  данные исследования, которое показывает, что  компании с неоднородной культурой (пол, религия и др.) чаще выходят на новые рынки. Авторы статьи приводят два аргумента, объясняющих, по их мнению, данный феномен. Во-первых в мультикультурной компании вероятнее найти представителей той группы клиентов, на которых рассчитан новый продукт. Во-вторых, мультикультурализм порождает особую атмосферу в компании, способствующую инновациям. Эти аргументы достаточно тривиальны, чтобы быть ложными.

Инновация это не изобретение и не открытие. Это новый взгляд на продукт,  технологию, рынок. Или, словами В.Лефевра, новое системное представление. Так и мультикультурализм не есть только различие культур. Вступая в коммуникации с представителем другой культуры, мы от различия переходим к противоположности. «Что русскому хорошо, то немцу смерть.»  Различия между католиками и православными остаются только различиями до тех пор, когда, например, в межконфессиальной семье не встанет вопрос о крещении ребенка. Неизбежный в мультикультурной среде компромисс заставляет смотреть на проблему с точки зрения другого, формируя, таким образом, рефлексивное мышление.

То, что важно не разнообразие культур, а именно их противоречие, можно продемонстрировать другим примером. Рассеянные народы (армяне, евреи, греки) -хорошие торговцы. Жизнь в чужой среде заставляет становиться на точку зрения другого, формирует способность к компромиссам, качества, которые нужны переговорщикам и торговцам. При этом здесь есть другая антиномия. Эти народы с трудом ассимилируются со своими соседями.

Один комментарий к “Мультикультурализм и инновации

  1. Уведомление: Интервью с философом Юлией Кристевой | reflecthinking

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *