Знали ли древние греки перспективу? Об этом нельзя сказать с достоверностью, так как картины античных художников до нас не дошли. Однако дошедшие до нас легенды позволяют предположить, что живопись в Древней Греции была не менее развита, чем архитектура и скульптура. Так, известна история спора Зексиса и Парразия. Однажды, соперничая с Парразием Зевксис написал виноград столь правдоподобно, что птицы прилетали клевать его. Парразий же написал драпировку, якобы закрывающую его картину, которая ввела в заблуждение Зевксиса, попытавшегося откинуть её. Предание приписывает Зевксису слова: «Я обманул птиц, но Паррасис обманул Зевксиса».
Тогда почему живопись Средних веков кажется такой примитивной? Живопись, помимо техники изображения, еще и точка зрения. Икона — это не просто плоский образ с религиозным смыслом. Это образ, в котором земной мир соединяется с небесным. Причем в иконе как византийской, так и русской присутствует перспектива, только обратная. Образы которые расположены в глубине картины не уменьшаются в размере как в прямой перспективе, а увеличиваются. Если, в случае прямой перспективы, ход лучей соответствует соответствует тому, что зритель находится перед картиной, то в при обратной перспективе зритель находится «за картиной».
Иконописцы не были примитивными художниками. Использование обратной перспективы это способ перенесения точки присутствия от зрителя на картину. Не даром говорят, что «не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас».
На «Троице» Андрея Рублева легче всего продемонстрировать принцип обратной перспективы. Если продлить линии подножия престола, то они сходятся там, где стоит человек. А внутри самой иконы эти линии расходятся, открывая перед нашими глазами вечность. Три Ангела занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна. Она как бы привлекает нас. Это и место, оставленное для Авраама, которого посетила тогда Святая Троица, и место, оставленное для каждого из нас. Икона как бы включает в себя своего созерцателя.
Рассказ о Троице Рублева искусствоведа Паолы Волковой.
Интересные моменты истории создания фильма «Андрей Рублев» в интервью с Савелием Ямщиковым.
Переход к прямой перспективе в эпоху Возрождения следствие не столько развития техники живописи, сколько изменение мировоззрения и превращения «Я» в центр мира.
Рефлексия подобна встряхиванию калейдоскопа. Осознав на втором порядке рефлексии, что наше отношение к объекту всего лишь наша точка зрения на этот объект, мы находим, что противоположная точка зрения (как в случае с прямой и обратной перспективой) тоже может иметь место.
Обратная перспектива в иконописи — это миф. Если критично проанализировать иконопись с точки зрения перспективы, в большей части икон обратной перспективы мы не найдем. Вряд ли иконописцы были знакомы с таким понятием и сознательно использовали этот метод. Главный принцип в русской (и византийской иконе), икона должна быть символичной, а не реалистичной. Символизм и абстракция — вот главная особенность иконы, а не обратная перспектива.