Реинжиниринг и рефлексия

М.Хаммер и Дж.Чампи определяют реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы». Реинжиниринг корпорации скачать. Речь идет не о небольшом усовершенствовании бизнес-процессов компаний — на 10-100%- а о кардинальном повышении их эффективности, в десятки или даже в сотни раз.

Слово «процесс» — ключевое по мнению Хаммера. Мы этому дадим несколько иное объяснение с точки зрения рефлексивного управления

Под бизнес-процессом понимается совокупность действий, имеющих ценность для потребителя. Как правило, в бизнес-процессе участвуют несколько сотрудников. В результате того, что каждый из сотрудников, задействованный в бизнес процессе, отвечает за свой круг задач, может происходить рассогласование действий, ситуация, когда «левая рука не знает, что делает правая». У коллег отсутствует взаимная рефлексия. Для решения этой проблемы можно предложить два варианта. В одном случае процесс разбивается на задачи достаточно простые, чтобы его можно было формализовать и алгоритмизировать. При этом процессы получаются довольно сложные (принцип разделения труда). Другой вариант – упрощение процесса за счет более сложных задач (современные концепции реинжиниринга).

Чтобы понять сущность реинжиниринга мы должны найти некоторые инварианты, т.е. те принципы, которые не изменяются при проведении различных проектов реинжиниринга. Главный принцип, который подвергается критике М. Хаммером – это принцип разделения труда, предложенный А.Смитом в «Исследования о природе и причинах богатства народов». Однако в XVIII веке идея разделения труда явилась «фундаментальным переосмыслением и радикальным перепроектированием бизнес-процессов компаний», которая привела к коренному улучшению показателей деятельности компаний. Таким образом, принцип разделения труда был подлинным реинжинирингом для своего времени, и отказ от него не может быть «инвариантом» при анализе реинжиниринга.

Второй основной принцип реинжиниринга: «клиент всегда прав», означает, что уже не существует «массового потребителя» и производитель должен подстраиваться под нужды каждого клиента. Однако этот принцип превращается в стереотип, для преодоления которого иногда требуется новый реинжиниринг. Так, при установке компьютерных информационных систем исполнитель подстраивается под бизнес-процессы конкретного заказчика. В результате процесс инсталляции растягивается на многие месяцы. Сейчас многие IT-компании отказываются от практиковавшейся ранее детальной «подгонки» системы под бизнес-процессы конкретного заказчика. В конце концов, разработчики лучше умеют разрабатывать ПО, так же как хорошая автомобильная фирма знает, что такое классная машина.

По нашему мнению, инвариантом при проведении реинжиниринга является рефлексия или рефлексивное мышление. На это обращают внимания и авторы реинжиниринга. «Реинжиниринг основан на концепции прерывистого мышления — отыскании устаревших правил и фундаментальных допущений, на которых строится работа, и решительном разрыве с ними. Если мы не меняем эти правила, мы просто переставляем стулья на палубе «Титаника». Нельзя достичь кардинального повышения производительности простым «сбрасыванием жира» или автоматизацией существующего процесса. Скорее следует проверить обоснованность существующих допущений и отказаться от старых правил, которые, собственно, и вызывают недостаточную производительность».

В последнее время было осуществлено большое количество  проектов реинжиниринга предприятий. Многие из этих проектов оказались неудачными. Думается, что число неудач было бы  меньше, если рассматривать реинжиниринг бизнес-процессов не как революцию, а как часть общей методологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.